Еще не везде на Урале завершилась посевная, а в хозяйствах уже задумались о подготовке техники к уборочной. Вот только большинство фермеров с печалью смотрят на прослужившие не один десяток лет комбайны. Новые купить не по карману, а для самостоятельного восстановления старых нет ни мастерских, ни рабочих рук.
- Из-за нехватки качественной зерноуборочной техники страна, по некоторым данным, теряет в год до 10 миллионов тонн зерна. На Среднем Урале, к примеру, более чем у половины комбайнов истекли сроки амортизации. А с нынешним ростом цен проблема техперевооружения обострилась. Вот мы и вышли на первого заместителя губернатора Свердловской области Алексея Шмыкова с предложением возродить подзабытую практику капитального ремонта старых комбайнов, чтобы создать цивилизованный вторичный рынок, - рассказал "РГ" исполнительный директор ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельхозкооперативов (АККОР) региона Иван Сысолятин.
Но готовы ли крестьяне покупать комбайны секонд-хенд и что необходимо для воплощения замысла?
По подсчетам фермеров, из 829 комбайнов, числящихся в активах свердловских сельхозпредприятий, в прошлом году не смогли дотянуть до нивы не менее 100 полевых кораблей. Замены им пока нет: даже с использованием программ господдержки уральским хозяйствам в прошлом году удалось приобрести только 38 новых уборочных машин. И это при том, что в 2021-м в стране зафиксирован взрывной рост рынка сельхозтехники. По данным Минсельхоза РФ, он увеличился на 30 процентов, и лучшая динамика именно у зерноуборочных комбайнов. Эта машина для крестьянина - своего рода символ благополучия.
- Долго держались, не хотели сдавать в металлолом. Но в конце концов поняли: все полезное со старого комбайна "Енисей", отслужившего 33 года, мы уже сняли и держать его во дворе больше нет смысла, - вздыхает председатель кооператива "Обуховский" Николай Ялунин. - Выручили 65 тысяч: на эти деньги много не купишь, а к уборочной надо готовиться.
Во дворе кооператива сейчас стоят два комбайна "Дон". Они моложе сибирского собрата, но тоже не новые: один 2005 года выпуска, другой 2006-го. Поизносились, обветрились под открытым небом, в жатке застряла прошлогодняя солома. Но держать машины чистенькими под крышей теплой ремонтной базы у кооператива нет возможности: комбайны не проходят по габаритам в ворота мастерской. Поэтому у местных умельцев есть только весна да два летних месяца, чтобы на улице привести их в боевую готовность.
- Мы купили их уже подержанными в одном из крупных местных хозяйств. Там смогли приобрести новые, а эти продали нам, - поясняет Николай Ялунин. - Каких-то гарантийных подтверждений, что машина сможет полноценно работать, естественно, не прилагалось. Узнали о продаже через сарафанное радио. Проверили, что комбайн на ходу, и купили. А потом уж, как могли, доводили до ума.
Это обычное дело, утверждают в хозяйстве. Большинство уборочной техники фермеры так и покупают - на диком вторичном рынке. На возраст не особо обращают внимание. Это только у новенькой техники есть гарантийный срок - один год. Расчетный амортизационный - семь лет. Далее, по правилам, техника должна проходить капитальный ремонт либо списываться в утиль. Но в жизни все не так.
- Бог с ним, с возрастом, - комбайн десятки лет может служить. Главное, чтобы ремонт был качественный, а для этого особые условия требуются. Так что идею создания в области центра капитального ремонта комбайнов однозначно поддерживаю, - резюмирует Николай Ялунин.
Сейчас в большинстве случаев уборочную технику фермеры ремонтируют, что называется, на коленке. По мелочи починят, ну а серьезные поломки ставят крест не только на машине, но и на урожае.
- Как-то поздней осенью еду по Богдановичскому району и вижу: по заснеженному полю идет комбайн. Спрашиваю фермера: "Что ж так поздно убираешь? Говорит, мол, техника постоянно ломалась. Не оставлять же весь урожай в поле, хоть что-то уберу, - вспоминает Иван Сысолятин.
Ситуация типична не только для Среднего Урала. Чтобы наладить централизованный ремонт сельхозтехники, в некоторых регионах России начали возрождать машинно-тракторные станции. В советские времена именно МТС занимались техническим обслуживанием тракторов и комбайнов, а также обработкой по договору с предприятиями их полей. Хорошо забытое старое нынешней весной воскресили, к примеру, в Костромской области, причем на базе хозяйства местной сельхозакадемии, где хватает специалистов. В Калужской области и Хабаровском крае проект работает не первый год.
В Башкирии пошли другим путем и объявили о создании собственных производственных цехов для ремонта отечественной сельхозтехники. Для полной независимости от дилеров в республике планируют запустить производство наиболее востребованных запасных частей. Сумма вложений составит 300 миллионов рублей. Инвестпроект включен в число приоритетных - правительство республики предоставит предприятию налоговые льготы и возместит часть затрат на покупку оборудования - до 60 процентов.
- Давно понятно, что ремонт сельхозтехники "на коленке" малоэффективен. Это крупные предприятия не скупятся на создание ремонтной базы, а у небольшого хозяйства, как правило, лишних оборотных средств нет, вот и ремонтируют по остаточному принципу: что отпало во время работы в поле, то и меняют, - описывает реальную ситуацию начальник Белоярского управления АПК Игорь Муравьев.
Белоярский район специфический: здесь много крупных сельхозпредприятий, специализирующихся на выращивании овощей. Они в основном используют импортную технику и имеют собственную ремонтную базу, а также тесно взаимодействуют с компаниями-дилерами, которые по необходимости поставляют запчасти. Российские агрегаты - а это примерно треть используемой в районе сельхозтехники - трудятся на землях небольших и средних КФХ.
Нынешней весной на базе СПК "Уралагродонсервис" решили провести эксперимент по восстановлению старой техники. Первым его участником невольно стал фермер из Шалинского района Иван Косман. Он занимается животноводством, а для расширения кормовой базы решил с этого года сеять зерно. Вот только комбайна своего не было.
- Куда я только ни обращался с просьбой помочь приобрести его по льготной цене, но даже с учетом господдержки все равно неподъемно. Тогда в региональном министерстве АПК посоветовали взять комбайн после капремонта, - рассказал "РГ" Иван Косман.
Что в итоге получилось, старым назвать язык не поворачивается. Комбайн "Дон" 1991 года выпуска после реставрации, как именинник, сияет краской и готов отправиться в поле. Перед новым хозяином он сделал круг почета по двору ремонтной базы. "Пока отлично! - оценил фермер и осторожно добавил: - Главный вывод - после работы на ниве".
По оценке экспертов, экономическая перспектива проекта неплохая. Причем не только для мастерской, но и для владельца восстановленной техники: капитально отремонтированный комбайн, как утверждают специалисты, способен работать еще лет семь, а обошелся он крестьянину меньше чем в два миллиона рублей, тогда как за новый ростовский "Акрос" придется выложить около 14 миллионов.
- Конечно, нам до западного сервиса далеко. Но и запас запчастей есть, и помещение, где можно круглогодично проводить ремонт комбайнов. Причем в постоянном контакте с заказчиком. Разбираем узел, фотографируем и консультируем владельца: что требует обязательной замены. Это не покупка вслепую, по объявлению, бывшей в употреблении техники, - рассказали нам в мастерских.
Если поставить дело на поток, то реально в год приводить в порядок до полусотни уборочных машин российского производства и запустить цивилизованный вторичный рынок на пользу всем уральским фермерам, убеждает Иван Сысолятин. Однако, по его мнению, реализовать проект в необходимом для области масштабе не получится без поддержки региональных властей. Статус ГЧП повысит и имиджевую составляющую, и экономическую, а также создаст своего рода страховку для сельхозпроизводителей.
Пока предложение АККОР находится на рассмотрении в региональном мининвестразвития и агентстве по привлечению инвестиций. Тем временем обновленный "Дон" скоро отправится трудиться на шалинские поля.
Источник: dairynews.today